?

Log in

No account? Create an account
Bodoni

Старая и новая издательская модель

В доинтернетную эпоху была довольно четкая схема публикации знаний. Вначале это статья в газете, журнале или в академическом сборнике. Ее обсуждает, критикуют, дорабатывают. Возможно печатают серию статей, или главы книги подряд в разных номерах журнала. Впоследствии довольно часто автор оформляет свой опыт и материалы в виде книги. Книга, это выжимка знаний, систематический труд, в котором максимально ясно и четко изложена информация. Кстати тут есть вредная традиция оплаты труда автора в зависимости от страниц. Часто чем меньше воды, тем яснее, четче и полезнее книга. Поскольку печать книги и статьи — дело непростое, то и материал получался обработанным и содержательным. Поскольку имелось ограниченное число публикаций, несравнимое с нынешним интернетом, все, что публиковалось можно было собирать в библиотеке и вести учет. Помните картотеки в библиотеках? Сидишь и ищешь книгу.

Как поменял такую схему интернет?

Технологические изменения очевидны, — публиковаться стало проще, доступнее, быстрее и эффективнее. Сайт, вики, блог, рассылка, — выбирай, что удобнее.

Зато побочные эффекты не столь радужны.

Первым делом с приходом электронных носителей практически обесценена книга, как коммерческий продукт. Понятное дело, остались еще продажи бумажных версий. Кто-то будет платить и за электронные версии. Но потенциально в этом месте доходы авторов резко упали. Чем лучше вылизана книга, чем она самодостаточнее, тем больше потери — маленький файл с трудом нескольких лет разлетается по миру совсем бесплатно. Это как раз то место, на которое напирают борцы с пиратством. Но они бессильны против технологии. И защищая права здорово тормозят прогресс.

Доступность информационных каналов дала обилие сырой информации, которую зачастую не успеваешь переварить. Возможность публиковать совсем сырые рассуждения, наборы ссылок на "посмотреть потом", блоги-блоги-блоги. Мало блогов, так еще сделаем микро-блоги, куда можно писать "ой, блин, опять фигня". Про SEO-мусор вообще можно тут не говорить. Обилие информации и новостей это совсем не хорошо, в этом путаешься и тратишь время. Собирать и учитывать в один каталог такой поток просто невозможно.

Однако несмотря на то, что новые технологии сделали разорение авторов актуальным, а также завалили информационное пространство шумом, есть и ростки новых моделей бизнеса и прогресса.

Человечество давно бы уже не смогло развиваться, если бы не росла структуризация и систематизация информации — мы бы попросту утонули в информационных потоках.

Для технической литературы, на мой взгляд, есть несколько вариантов: книги хорошо продвигают тебя и твой бизнес, если ты консультант или фрилансер, то книга, — это лучшая реклама. Техническую литературу часто необходимо обновлять, — можно сделать обновление платным сервисом. Впрочем просто предложить скачиваемый вариант за плату, тоже может работать. Так делают 37 сигналов со своим Getting Real.


В самом бедственном положении оказались авторы художественной литературы — "самодостаточных" книг, книг, которые ценны сами по себе, без привязки к технологиям или бизнесу. Если бы кто придумал, как с этим быть, человечество бы шагнуло в новую цифровую эру. А так торчим пока на границе.

Писатели могут публиковать страницы книги в блогах. Оттуда их никто не украдет — читать будут ходить к автору, а не на свалку статей, но поможет ли это продать книгу или хоть как-то окупить труд, еще большой вопрос.

На самом деле сейчас с гонорарами писателям не очень здорово и в бумажном мире:
некоторые сведения о книгоиздании в 21 веке

Вот здесь описывается успешный опыт продажи электронных книг:
Посчитайте. Небольшая книга пишется примерно год. За нее издатель даст вам 10 тысяч рублей. Значит, за год вы зарабатываете на книге 10 тысяч рублей. В месяц примерно 800.
ИЗДАВАТЬ И ПРОДАВАТЬ СВОИ КНИГИ МОЖЕТ КАЖДЫЙ ПИСАТЕЛЬ

Получается, что с большой вероятностью будет способ отбивать вот такой мизер и в онлайне.

Статья про бизнес электронных газет:
СМИ 21-го века. Часть 5. Как делать деньги на журналистике? Модели бизнеса для новых медиа

Comments

заумность это скорее плохо, чем хорошо, но уж так получается.

так, что если захочется написать что-нибудь -- сразу пиши :) ну а можно и не писать, ничего страшного :)
А ты уверен, что и раньше писатели офигительно много зарабатывали? Мне кажется, что и Достоевский и Пушкин с трудом сводили концы с концами. Сейчас, очевидно, с развитием электронных средств публикации писать стало проще. Соответственно, выросло предложение. А спрос, наооборот, уменьшился. Мир адаптируется к этой новой реалии. С другой стороны, насколько я понимаю, вырос спрос на технических (научных) писателей. Это довольно неплохое занятие, только не для писателей художественной литературы.
Ага. Вот википедия пишет про Джека Лондона, как об одном из первых, кто был богат за счет писательства:

A pioneer in the then-burgeoning world of commercial magazine fiction, he was one of the first Americans to make a lucrative career exclusively from writing.

Остальным видимо не очень перепадало. Просто как бы страшилка такая -- что из-за интернета авторы очень много теряют... А как посмотришь сколько это много, так как-то и картинка совсем другая. Эта цена 10-14 тыс руб. за книгу довольно стандартная, и издательство забирает ее с концами. Тут интернет скорее освободителем выглядит, чем пиратом.

Edited at 2009-09-10 05:48 pm (UTC)
Да, мне кажется, что издатели гораздо больше жалуются, чем просто писатели. В начале 2000-х был большой скандал, кажется, в Journal of Algorithms, когда журнал перекупили и новый владелец (Эльсивер) ни с того ни с сего задрал цену на подписку. А там в редакционной комиссии был Кнут, и он написал длинное и нудное письмо (можешь погуглить), смысл которого заключался в том, что совсем собаки зажрались. И вышел из состава комитета. Что наводит на мысли, для кого Интернет хорошо, а для кого и плохо.
Сейчас, очевидно, с развитием электронных средств публикации писать стало проще.

Кроме того, увеличилась доступность книг. Ведь для потребителя не существует книги, если её трудно достать. То есть она есть, но её всё равно что нет. Ещё десять лет назад мне пришлось бы за книгой переться в книжный магазин, работающий с 8 до 15 по будним дням с перерывом на обед. А иностранные книги? Ууу…
насчет технических писателей -- полностью согласен, что спрос вырос. Мало того, что сопроводительной документации нужно много, так еще нужны книжки обобщающие и систематизирующие опыт, а поскольку изобретается и придумывается много нового то и потребность имеется.

Виталик вполне себе работает техническим писателем, и доволен в общем-то.
Да, систематизирующих книжек много выходит и будет еще больше. А зачем писать никому не нужный плохой худлит, когда можно писать хорошие технические книжки? Ведь там тоже бывают шедевры.